100 лет
Пожарной
охране
СССР
Пожарный выезд!
Мчащиеся по улицам огненно-красные автомобили
с тревожными огнями, воем сирен или звоном колоколов.
Они честно несли свою службу и спасали людей –
в мирное время как на войне.

Немногим из них довелось уцелеть и стать музейными экспонатами.
Тем ценнее они для истории и тем дороже для нашей памяти.
Выставка в Сокольниках продлится лишь пять дней – с 7 по 11 марта.
Не упустите шанс увидеть всю пожарную технику России за последние сто лет.

Пятьдесят оттенков красногоуникальная коллекция в Сокольниках

American LaFrance (1925)
История American LaFrance Fire Engine Company уходит корнями вглубь веков: считается, что ее история началась в 1832 году с производства ручных пожарных насосов и разного оборудования по борьбе с огнём. В автомобильную эпоху компания занялась и выпуском пожарных машин, одна из которых попала в Россию – это пожарная линейка с лестницей, цистерной и насосом.
Dennis (1929)
Классический британский пожарный автомобиль с длинной выдвижной лестницей, насосом и различным оборудованием. Изготовлен фирмой Dennis Brothers, которой выпала длинная жизнь – с 1895 по 2001 год. Кроме пожарных машин фирма запомнилась также грузовиками, автобусами и автомобилями военного назначения. В России известен лишь один пожарный автомобиль марки Dennis.
REO (1929)
Марка REO – это инициалы её основателя Рэнсома Эли Олдса, отметившегося в истории также маркой Oldsmobile. Но если последняя ещё жива и входит в состав General Motors, то жизнь REO продлилась с 1905 по 1975 год. Пожарные машины REO сегодня стали раритетами. Один из сохранившихся – этот автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ручной сиреной и световыми спецсигналами.
Seagrave Model 6WT (1927)
Основная функция этой американской пожарной машины – насосная станция, предназначенная для доставки к месту возгорания расчета пожарных и подачи воды из системы городской канализации или водоема к месту тушения пожара. Автомобиль был приобретен в Америке в состоянии, требующем реставрации, но все восстановительные работы были проведены в России.
Cadillac Model 314 (1926)
Видеть «Кадиллак» на службе в пожарной охране довольно непривычно: эта марка ассоциируется скорее с американскими президентами, звездами Голливуда и удачливыми дельцами с Уолл-Стрит, чем с трудягами пожарными. Однако, у «Кадиллаков» было одно свойство, подходящее пожарным – мощный мотор, способный быстро доставить команду огнеборцев к месту возгорания.
Автонасос ПМГ-1 (1932)
Первая полностью отечественная пожарная машина, ставшая самой распространенной в 30-е годы. Использовалась для доставки боевого расчета и огнетушащих средств к месту пожара. Основными пользователями ПМГ-1 были пожарные части в не очень крупных населенных пунктах. Впоследствии эти машины часто передавались сельским пожарным дружинам.
Автонасос на шасси АМО-4 (1934)
Сейчас трудно представить, что на Миусской площади, расположенной почти в  центре Москвы, когда-то существовал Миусский завод пожарных машин, производивший пожарную технику. ПМЗ-1 – первая модель этого завода. Пожарная линейка была рассчитана на 12 человек, оснащалась центробежным насосом и баком на 360 литров воды, необходимой для тушения пожара.
Автоцистерна ПМЗ-2 (1936)
Вторая модель Миусского завода пожарных машин строилась на шасси ЗИС-5. Она получила цистерну большего объёма – на 1600 литров, благодаря чему удавалось потушить серьезное возгорание при помощи приезда только одной пожарной машины. Машина ПМЗ-2 могла работать в качестве цистерны и автонасоса – за эту универсальность ее особенно любили советские пожарные.
Автоцистерна на шасси ГАЗ-АА (1935)
Большая часть пожарных команд в 20-30-е годы находилась в подчинении НКВД, но свои собственные пожарные подразделения были у различных предприятий. Нижегородский завод «Красная Этна», выпускавший крепеж для автомобильных заводов, также располагал своей внутризаводской пожарной командой, в которую входила и эта цистерна на шасси грузовика ГАЗ-АА 1935 года выпуска.
Пожарная линейка на шасси АМО-Ф15 (1925)
Грузовик АМО-Ф15 считается первым советским автомобилем, а созданная на его базе пожарная линейка – первой целиком советской пожарной машиной. До наших дней сохранились только две «пожарки» марки АМО, одна из них – в Политехническом музее, закрытом сейчас на реконструкцию. Реставрация пожарной линейки началась ещё во времена СССР и не завершена до сих пор.
Автоцистерна ПМЗ-11 (1955)
Пожарные машины ПМЗ-11 в 50-е годы были самыми распространенными в провинции, ведь они специально создавались для решения масштабной задачи по обеспечению территории СССР пожарными автомобилями. Для этого идеально подходило простое и недорогое шасси довоенного грузовика ЗИС-5, выпускавшегося с 1944 года на Уральском автомобильном заводе в Миассе.
Klöckner-Deutz S3000 (1943)
Пожарный Klöckner-Deutz можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами. Пожарная машина 1943 года выпуска выполнена по классической схеме 30-х годов с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов, в котором находятся цистерна, насос и несколько ящиков для инвентаря.
Автолестница Metz DL-26 на шасси ЗиС-6 (1937)
Телескопическая лестница высотой 30 метров предназначалась для тушения пожаров в высотных домах и эвакуации жителей с верхних этажей. Советская промышленность в 30-е годы ещё не наладила выпуск подобных лестниц, поэтому на шасси трехосного грузовика ЗИС-6 установили лестницу немецкой фирмы Metz. Делали это на самой фирме, для чего шасси ЗИС-6 отправляли в Германию.
Автоцистерна на шасси ЯГ-6 (1936)
Грузовики Ярославского автомобильного завода – настоящие советские «тяжеловозы», бравшие на борт до 5 тонн груза. Пожарный ЯГ-6 выполнял функции цистерны для воды, доставляя ее к месту возгорания – в те годы водопровод ещё отсутствовал на окраинах городов, застроенных деревянными домами и бараками, служившими очень частыми объектами возгорания.
Автоцистерна ПМЗ-9М (1951)
Одна из основных пожарных машин 50-х годов, чаще всех мелькающая на фотографиях и в кинохронике тех лет. Конструкцию ПМЗ-9 разработали на Московском заводе пожарных машин – это была первая советская пожарная цистерна с закрытой кабиной и кузовом. Модификация ПМЗ-9М выпускалась на Прилукском заводе противопожарного оборудования с 1951 по 1955 год.
Автонасос ПМЗ-18
(1956)
С появлением новых моделей грузовиков обновлялись и пожарные машины на их шасси. На шасси ЗИЛ-164 Прилукский завод выпускал пожарную машину ПМЗ-18, способную перевозить 465 литров пенообразователя, заменяющего собой полторы-две тонны воды. Боевой расчет составлял 10 человек, а к месту возгорания пожарная машина могла примчаться со скоростью 75 км/ч.
Автолестница АЛГ-17(51А)ЛЧ (1961)
Цифра в названии модели означает длину лестницы – 17 метров. Ровно столько требовалось для проведения спасательно-эвакуационных работ в знаменитых домах-хрущевках. Пожарная лестница АЛГ-17 прославилась в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России», именно по ней герой Андрея Миронова на полном ходу перебирался в «Жигули».
Автоцистерна АЦ-20(51А)36 (1959)
Пожарная цистерна на шасси грузовика ГАЗ-51А могла перевозить 1100 литров воды и 50 литров пенообразователя, насос перекачивал 20 литров в секунду. Была одной из самых распространенных пожарных машин. Выпуск ПМГ-36 продолжался с 1962 по 1967 год сразу на трех заводах противопожарного оборудования – Варшагинском, Грабовском и Кустанайском.
Ford 798T
(1947)
Пожарный автомобиль в типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади, как это принято, например, у советских пожарных машин. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади.
International Harvester B120 (1960)
Шведская пожарная машина на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди. Автомобиль с 1995 года нес службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году были списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния.
Magirus-Deutz 150 D10 (1966)
Пожарная техника всегда была главной в производственной программе немецкой фирмы Magirus, ведущей отсчёт своей истории с 1866 года. Фактически имя  Magirus стало синонимом добротного и качественного немецкого пожарного автомобиля. В 1936 году фирма была выкуплена кёльнским акционерным обществом Deutz AG, после чего появилась двойная марка Magirus-Deutz.
Автоцистерна АЦ-30(66)184 (1984)
«Шишига» была наиболее массовым полноприводным двухосным грузовиком в Советской Армии и в народном хозяйстве, начиная с 60-х годов и вплоть до 90-х. Естественно, и на шасси ГАЗ-66 строились пожарные автомобили, способные доехать к месту пожара по любым дорогам. Пожарная цистерна АЦ-30 вмещала 1600 литров воды. Экипаж составлял всего два человека.
Автоцистерна АЦ-40(131)137 (1984)
Пожарная цистерна на шасси полноприводного грузовика ЗИЛ-131, способного пробраться к месту возгорания по бездорожью. Предназначалась для доставки к месту пожара боевого расчета из 7 человек, пожарного оборудования, воды и пенообразователя. Могла тушить пожары водой из цистерны, открытого водоема или водопроводной сети, а также воздушно-механической пеной.
Автолестница АЛ-30(131)506 (1988)
Шасси грузовика ЗИЛ-131 стало основным для монтажа на нем телескопических автолестниц для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий. Мощная лестница могла выдвигаться на 30 метров и держать на себе вес до 1000 кг, при этом вес всего автомобиля составляет 10185 кг. Сконструированная еще в СССР лестница АЛ-30 до сих пор находится на службе в пожарной охране.
Автоцистерна АЦ-40(130)63Б
(1993)
Считается лучшей советской пожарной цистерной. Первые образцы созданы в 1962 году, и за последующие десятилетия автоцистерна, растиражированная тысячами экземпляров, появилась в пожарных командах почти всех городов СССР и поставлялась на экспорт. Несколько автомобилей до сих пор находятся в строю и принимают участие в тушении пожаров.
Насосно-рукавный автомобиль АНР-40(130)127Б (1993)
В начале 70-х городов АНР-40 стал новым типом пожарной машины в СССР. «Автомобиль насосно-рукавный» располагал специальным рукавным отсеком, в котором пожарные рукава укладывались гармошкой, благодаря чему АНР-40 мог прокладывать магистральные линии на ходу. До его появления рукава возили в скатках или на катушке, поэтому линии прокладывались вручную.
АВ-40(375)Ц50А на шасси Урал-375Н
(1979)
Автомобиль воздушно-пенного тушения стоял на страже советской нефти – он применялся для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих заводах и нефтехранилищах. Горящий резервуар АВ-40 тушил двумя пеноподъёмниками, а разлившиеся нефтепродукты – шестью пеногенераторами. В цистерне перевозилось 4000 литров пенообразователя и еще 180 литров – в баке.
АЦП-20 на шасси ГАЗ-63 (1967)
Автоцистерна могла доставить 950 литров воды и 105 литров пенообразователя в любую точку сельской местности, ведь она была создана на базе лучшего советского полноприводного грузовика – ГАЗ-63. За пять лет выпуска Варгашинский завод изготовил 5710 экземпляров АЦП-20. Многие сохранились до сегодняшнего времени, некоторые стоят на постаментах.
УАЗ-469
(1980)
Ульяновские внедорожники разрабатывались для вооруженных сил СССР, но использовались  не только в армии, но и в милиции, службе «скорой помощи» и в пожарной охране. Первые УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. В автомобиле в значительной степени использовалась хорошо знакомые механикам тех лет узлы и агрегаты от «Волги» ГАЗ-21.
ЗИЛ-4331М4 АЦ-2,0-20/2 (2007)
Совместный проект АМО ЗИЛ и австрийской фирмы Rosenbauer, занимавшейся пожарным оборудованием. «Крёстным отцом» пожарки стал тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, которому и принадлежала идея проекта. Было построено два прототипа: один – капотный, второй – бескапотный с кабиной от грузовика MAN, но смена власти в столице похоронила эту безусловно удачную пожарную машину.
Clapp & Jones
(1868)
В доавтомобильную эпоху пожарные прибывали к месту возгорания на конных линейках вместе с насосами. Для больших пожаров предназначались паровые насосы, в которых воду качала паровая машина, такие как этот насос Clapp & Jones. Он весит 3855 кг и способен накачать впечатляющие 4550 литров воды в минуту. Несмотря на свой 150-летний возраст до сих пор в рабочем состоянии.
Ручной пожарный насос L. Button & Company (1868)
Этот американский насос можно назвать самым оригинальным их всех ручных насосов XIX века: воду в нем качали сразу несколько человек, толкая боковые поручни вверх-вниз. Насос системы Баттона прозвали «фортепианным» – за характерную форму корпуса, а еще Man Killer – за то, что далеко не всем хватало сил качать воду, а когда пожарные сменялись, то поручни сильно били сменщиков.  
Переносной насос «Густав Лист» (1900)
До революции завод «Густав Лист» был одним из главных производителей пожарной техники, в том числе ручных пожарных насосов. Воду качали два человека, а сам насос был переносным – для его перемещения предусматривались четыре ручки по краям, сделанные по типу носилок. До наших дней сохранились единицы насосов марки «Густав Лист».
Мотопомпа ММ-1200 (1950)
Мотопомпа – насос, приводимый в действие двигателем внутреннего сгорания. Такие мобильные насосы предназначались для тушения локальных пожаров и, как правило, состояли на службе в объектовой пожарной охране, добровольных пожарных дружинах, пожарных частях небольших городов и поселков. Мотопомпа ММ-1200 выпускалась заводом «Гидромаш» в Мелитополе.
«Днепр» МТ-10-36
(1977)
Тяжёлый дорожный мотоцикл с коляской, выпускавшийся Киевским мотоциклетным заводом (КМЗ), нашёл своё применение в пожарной охране небольших городов. Боковая коляска переоборудована под размещение пожарного насоса, работающего от отдельного двигателя, а также пожарного рукава с брандспойтом – всего, что необходимо для тушения небольшого пожара.
Насос пожарный коловратный (1949)
Подарок «лучшему другу всех советских пожарных»  – товарищу Сталину, сделанный по случаю его 70-летия в 1949 году. Был одним из тысяч подношений великому вождю всех народов, который вряд ли даже мельком видел этот насос, сразу же помещенный на выставку подарков Сталину. Сейчас сталинский пожарный насос интересен как историческая и техническая реликвия.
Модель «Насос пожарный» (1949)
Подарок Иосифу Виссарионовичу Сталину на 70-летие от Львовского пожарного добровольного общества. Модель изображает ручной пожарный насос – самое древнее и самое распространенное устройство для тушения огня. Подарок товарищу Сталину выполнен очень красиво и изящно, установлен в стеклянном боксе на мраморной подставке и сопровожден дарственной надписью.
Пожарный насос завода «Густав Лист» (1900)
«Пожарная машина» дореволюционных времен на мускульной человеческой тяге – небольшой пожарный насос, установленный на трехколесную тележку, а также катушка с пожарным рукавом. Такие насосы чаще всего применялись на заводах и фабриках, чтобы в случае пожара быстро доставить насос к месту возгорания. Перемещался агрегат с помощью одного-двух человек.
Пожарная лестница
(XIX век)
Обязательный элемент всех пожарных обозов, как правило, длинномерный и предназначенный не только для доставки лестниц, но и другого оборудования – багров, ломов, вил и щитов. Основой служили дроги – так назывался тип длинной повозки без кузова, у которой передняя и задняя части соединялись продольными брусьями. Дроги идеально подходили для перевозки пожарных лестниц.
Пожарный насос Seldecko (1911)
 
Ручной пожарный насос, изготовленный чешской фирмой Seldecko. Такие насосы были распространены до начала ХХ века, ведь действовали они без двигателя и по самому простому принципу: двое крепких пожарных качали вверх-вниз каждый со своей стороны длинное коромысло, поршни ходили по сверкающим медью цилиндрам, вода из водоёма или бочки лилась по рукаву на пламя.
Коммутатор электропожарной сигнализации (1936)
Изготовленный заводом «Спринклер» коммутатор в виде деревянного шкафа с приборами, гнездами и ручками управления, сохранившийся до наших дней в идеальном состоянии. Иллюстрирует высокий уровень развития противопожарной сигнализации в Советском Союзе 30-х годов – такими коммутаторами оснащались многие пожарные команды.
Коллекция пожарных касок
 
Каски всегда были самой важной частью экипировки, они не только защищали при тушении пожаров, но и выступали в роли символа профессии пожарного, ассоциирующейся в первую очередь с начищенной до блеска каской на голове. Каски делались различных форм, как правило – из блестящего материала, чтобы различать пожарных в темноте или в дыму.
Огнетушитель «Рекорд» (1913)
Сегодня без огнетушителя невозможно представить себе ни одно помещение, впрочем так было ещё до революции, а среди самых популярных моделей тогда был «Рекорд», выпускавшийся фирмой «Р. Кольбе». Его действие основывалось на патенте российского изобретателя Александра Лорана, предложившего получать пену в результате химической реакции между щелочным и кислотным растворами.
Защитная маска Vajen
(XIX век)
С развитием жилищного строительства прибавилось проблем и пожарным – надо было ликвидировать очаги возгорания в глубине зданий, проникая к ним по задымленным коридорам. Для этого применялись защитные маски из толстой и грубой кожи с зарешеченными очками и подачей воздуха через шланг. К очагу пожара огнеборцы проникали вдвоем –  ведущий и ведомый со шлангом и мехами.
Пожарный рукав-двуколка (XIX век)
Случалось, что при тушении пожара требовались определенные пожарные рукава – гораздо большей длинны или толщины, чем стандартные. И тогда в пожарный обоз наряду с насосом, лестницей и линейкой для расчёта пожарных впрягали и такую двуколку с катушкой, рукавами и брандспойтами. Обычно эту «подмогу» брали на тушение пожаров, случившихся вдалеке от гидранта или водоёма.
Коллекция брандспойтов
Брандспойт – главный инструмент пожарного, именно с ним в руках он борется с огнём. Естественно, за всю историю пожарного дела они многократно видоизменялись и совершенствовались, и это можно проследить по небольшой коллекции брандспойтов. Как регулировалась толщина струи, какими необычными могли быть запорные клапана и держатели – всё представлено наглядно.